понедельник, 22 июня 2009 г.

Язычество и коммунизм

Часто со стороны неоязычников можно услышать утверждения, что коммунизм - родной брат христианства и т.п. Однако за некоторыми формальными сходствами они принципиально не хотят замечать языческой, т.е. антихристианской сути коммунистических идей. Как бы коммунисты не позиционировали себя относительно христианства, эта суть останется у коммунизма всегда, пока коммунизм остается коммунизмом, т.е. тотальным вероучением, целостным мировоззрением, а не только отдельной социальной программой.

Язычество и коммунизм принципиально сходны в том, что они видят возможным изменить жизнь человека, не меняя его самого. Магическим вмешательством (заговором, приворотом) можно изменить чувства человека, можно наладить его жизнь или хотя бы повернуть ее в лучшую сторону. Для этого не требуется никаких действий со стороны человека, никаких его сознательных усилий, никакого волевого решения. Исключительно внешними средствами можно влиять на внутренний мир человека, ибо этот внутренний мир, по язычеству, всецело привязан к внешнему, зависит от влияния "космических энергий, звезд, богов и потусторонних сил. От его свободы если что и зависит, то только не он сам.

Тоже самое и коммунизм. Он лишь использует другие средства, другую технологию - не магическую, а экономическую, революционную. Он хочет исправить и спасти человека через экономику, ибо человек для марксизма определяется внешними классовыми отношениями, его характер и личность определяются типом производства. Если общество плохое и строй капиталистический - то и человек безнравственный или несчастный, а если общество хорошее и строй социалистический - то и человек хороший и счастливый. Измени экономику - и человек изменится. От человека и его воли ничего не зависит. Это же унижение человеческого достоинства и отрицание человеческой свободы - утверждать, что он злой, безнравственный только потому, что таким его сделал экономический строй и дурное общество - будто отдельный индивидуум - безвольная скотина, куда его тащат - туда и идет. Если "железной рукой" загнать его в коммунизм - он будет счастлив.

Коммунизм хочет осчастливить человека через гармонию в обществе, язычество - через гармонию с природой. Если он правильно организовал экономику или правильно совершил жертвы богам - то жизнь его пойдет на лад и вообще он достиг высшего в своей жизни.

Языческой была психология у инквизиторов - можно спасти человека помимо его воли. Если его насильно обратить в свою веру, крестить, причастить, то одна ему дорога - в рай. Свободного волеизъявления от человека они не ждали.

И язычество, и коммунизм видят в человеке прежде всего хозяйствующего субъекта. Язычество всецело зависит от сельскохозяйственного цикла производства и призвано его облегчить. Оно ориентировано на сев, сбор урожая и через определенные ритуалы должно оптимизировать хозяйственную деятельность человека. Коммунистическое учение видит своей задачей оптимизацию фабричного производства, призванного удовлетворить потребности всего населения, и прежде всего трудящихся. Производство и производственные отношения - вот что стоит в центре внимания коммунизма.

Хозяйственный субъект язычества - это человек деревни, крестьянин*, хозяйственный субъект коммунизма - человек города, рабочий. Коммунизм - индустриальное язычество.

Можно долго говорить о сходстве языческих ритуалов и многих христианских обрядов. Но это сходство лишь формальное, оно вызвано лишь тем, что обряды сформировались не без влияния языческой среды, христиане использовали языческие символы в своих нуждах. В этом ничего принципиально значимого нет.

Принципиальное же различие языческих ритуалов и христианских обрядов в том, что первые имеют главным образом практический смысл, вторые же не несут практической нагрузки. Не во всех языческих ритуалах этот практический смысл можно различить, возможно, с изменением в системе хозяйства они утратили его, и лишь сохраняются "по инерции", в некоторых христианских обрядах его можно найти, ибо практическое сознание крестьянина не могло им такого смысла не придать.

Надо исходить из противного.

Что будет, если мы не встретим "весеннее солнышко" надлежащим образом? Что-нибудь в этом году не уродится. Что будет, если мы пройдем через священную рощу и не принесем жертву ее духам? Какая-нибудь неприятность случиться в дороге.

А что будет, если мы в воскресенье не придем в храм? Если мы не принесем "бескровную жертву" - не причастимся? А ничего не будет. Урожай останется таким же, каким он был бы, если бы мы пришли в церковь.

Смешно думать, что, если ты не помолился Богу перед дорогой, ты свалился в лужу. Такая логика абсолютно чужда христианскому сознанию. Но для языческого сознания она вполне естественна - не почтил духов - вот они тебе так и отомстили.

Средоточие христианского богослужения и всех обрядов, литургия, мистична. Для "практического разума" она не имеет никакого смысла. Основные же праздники язычества имеют практический характер. Если современные язычники и не хотят его замечать, то это только потому, что они в большинстве - городские жители, они не ведут своего хозяйства. Что им от того, что скот будет лучше родиться? Они в любом случае купят колбасу в супермаркете.

Часто говорят, что коммунизм - это нерелигиозный хилиазм, нерелигиозное мессианство, модифицированная на атеистический лад вера в Царство Господа на земле. Мессия коммунизма - пролетариат, они ожидают его грядущего явления и торжества - революции и коммунизма. Коммунизм - это то блаженное состояние общества, где каждый (каждый трудящийся) будет удовлетворен во всех своих потребностях: будет сыт, одет, доволен жизнью.

Коммунизм бесспорно вобрал в себя черты хилиастического мессианизма. Но доказывается ли этим его близость к христианству? Надо задаться вопросом - не языческого ли происхождения хилиастические учения в христианстве, которые к тому же были преданы анафеме на Вселенских соборах.

Не уступка ли язычеству учения, состоящие в том, сто перед окончательным установлением Царства Господа будет еще особое тысячелетнее царство для праведников со всеми удовольствиями. Вопреки словам апостола (Рим. 14:17), "Царство Божье несть брашно и питие", хилиасты полагают, что праведники будут тысячу лет пировать, причем пир этот мыслится совершенно натуралистически: как мы сейчас едим, так и праведники будут есть. Мол, святые терпели лишения и ограничивали себя в пище, но перед концом мира они уж возьмут свое. Будто 70 лет надо постится для того, чтобы 1000 лет потом беспрепятственно набивать себе брюхо. Это ли не есть проникновение языческого плотолюбия в христианство?

И именно языческий характер этого учения способствовал тому, что коммунизм, конечно, в измененном виде, и перенял его из христианства. Вот образное понимание коммунизма как пира для избранных, которое очень сходно с хилиастическими чаяниями. Только как святые здесь выступают пролетарии:

Мир возникнет из развалин, из пожарищ

Нашей кровью искупленный новый мир.

Кто работник, к нам за стол! Сюда, товарищ!

Кто хозяин, с места прочь! Оставь наш пир!

Н.Минский, "Гимн рабочих"

Конечно, так как мессия пролетариата развивается поэтапно, то и время коммунизма исторично, и поэтому свой земной рай коммунисты ожидают в конце времен, в конце капиталистической эры, в будущем.

Можно вспомнить и о представлениях язычников о загробном мире. Они также мыслят его совершенно натуралистически: как угодья для охоты или просто как огромное пиршество (скандинавская Валгалла). Единственное отличие рая язычников от рая коммунистов (и тысячелетнего царства хилиастов) в том, что первый потусторонен, второй же посюсторонен, является конечной фазой исторического развития. Чтобы достигнуть рая язычников, нужен разрыв во времени - смерть, скачок в мир духов, коммунизм же наступит как результат развития во времени, как продолжение земной истории. Тысячелетнее царство в хилиастическом его понимании тоже есть этап истории, этап последний, перед вторым пришествием Христа, которым история мира заканчивается. Но, несмотря на все различия, во всех трех случаях ожидают одного: продолжения удовлетворения своих земных потребностей.

Основной мотив коммунизма и язычества, если рассматривать их с позиций христианства - отгородить человека от Бога, устроить его на земле без Бога. Коммунизм отгораживает человека от Бога материалистической и атеистической мифологией, погружением его в классовую борьбу, язычество отгораживает человека от Бога богами, космосом, миром. Христианство, вопреки обыкновенным заблуждениям, не отрицает реальность языческих богов: "ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, но у нас есть один Бог Отец, из Которого все" (1 Кор. 8:5-6); "но тогда, не зная Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к бедным и немощным вещественным началам и хотите снова поработить себя им?" (Гал. 4:8-9). Христианство лишь отрицает изначальную власть природных богов над человеком. Они властны над ним, лишь если сам человек добровольно покорился им. Языческие боги для христианства суть демоны, т.е. начала, жаждущие власти над человеческой личностью, желающие поработить ее. Демоны желают закрыть человека от Бога. Языческое небо стоит между Богом и человеком.

* - Или, на более ранних этапах просто человек, непосредственно контактирующий с природой и живущий в ее условиях - охотник, собиратель.

Александр Храмов

Как избавиться от одиночества?

Нейробиологи

наконец-то поняли, откуда берутся старые девы и закоренелые холостяки.

Статистика не радует. Неуклонно растет количество мужчин и женщин,

которые не могут найти своих половинок. К примеру, в Москве в 1970 году

старых дев и холостяков было около 30 процентов. Сегодня уже 36%.

Аналогичная ситуация - в США и Европе. Французский сексолог Маргарет

ЛеРой утверждает: если существующая ныне тенденция сохранится, то через

десять лет только половина зрелых землянок и землян смогут создать

семьи. То есть избавиться от одиночества.

Она не такая, как моя мама. Он не такой, как мой отец.

Почему

же люди, которые, как правило, не обделены ни умом, ни внешностью, ни

замечательным, как им кажется, характером, носят венец безбрачия?

Психологи затрудняются дать точный ответ. Но гипотезы выдвигают.

Старыми девами становятся, потому что

    * Не хотят терять свободу и менять привычный образ жизни.

    * Не уверены в себе, озабочены комплексами: "я некрасивая", "я недостаточно хорошая".

   

* Переносят стереотипы поведения в семье родителей в свою личную жизнь:

они живут как кошка с собакой, значит, и у меня так же будет. Зачем мне

это надо?

    * Боятся расстаться: вдруг разлюбит и уйдет к другой?

    * Имеют узкий круг общения.

    * Заносчивы, грешат зазнайством вкупе с острым язычком, который отточен в процессе высмеивания недостатков мужчин.

   

* Затянули игру в "своего парня", когда окружающие мужчины воспринимают

их не как объект вожделений, а как друга, с которым можно поговорить о

футболе и выпить пива.

    * Заигрались в "заботливую маму": мужчине больше все-таки нужна любовница.

    * Отчаялись найти мужчину, в точности похожего на отца.

Холостяками становятся, когда

    * Боятся потерять независимость.

   

* Боятся, часто бессознательно, слишком тесных эмоциональных отношений

с женщиной. Часто подобным страхам подвержены мальчики, выросшие в

неполных семьях или под гнетом властной матери.

    * Отчаялись найти женщину, в точности похожую на мать.

   

* Возможно, эти гипотезы частично объясняют природу одиночества. И даже

могут служить неким руководством по избавлению от него. Но главная

причина, как полагают ученые, открылась лишь недавно.

Ждите награды, а не подвоха

Профессор

психологии Джон Качиоппо из Чикагского университета просканировал мозг

десятков замужних и незамужних женщин. И обнаружил: от того, как мозг

реагирует на мужчин, и зависит вероятность остаться одинокими.

-

Когда мы показывали фотографии представителей сильного пола замужним

женщинам, то замечали, что у них в первую очередь активизировался

участок мозга, отвечающий за переработку позитивной информации - vental

striatum, - рассказывает доктор Качиоппо. - И вырабатывались вещества,

обеспечивающие поощрение.

У одиноких же, наоборот, при виде

незнакомого мужчины сначала реагировала область, ответственная за

восприятие опасности - temporoparietal junction.

Значит,

предположили ученые, некоторые женщины могут быть изначально нацелены

на семейную жизнь. И они психологически расположены к тому, чтобы

видеть в мужчине "приз" и "награду". Поэтому они стремятся к браку или

длительным отношениям.

А "синие чулки" запрограммированы так,

что любого представителя противоположного пола воспринимают как

опасность. И это заставляет избегать близких отношений. Отсюда и

рецепт: реагируйте на противоположный пол позитивно. И хотя

исследования проводились на женщинах, мужчинам, уставшим от

одиночества, тоже будет полезно поменять свой настрой.

Закройте глаза на недостатки

Еще

один эксперимент со сканированием показал: мозг замужних дам вспыхивал

активностью, когда они разглядывали фото привлекательных мужчин. И

совершенно не реагировал на страшненьких. То есть положительная реакция

была очевидна, а негативная - притуплена.

Мозг одиночек вел себя

прямо противоположно. На мачо упорно не откликался. А когда перед их

глазами появлялся "отвратительный тип", то область, сигнализирующая об

опасности, включалась на полную мощь.

- Женщины,

предрасположенные к созданию домашнего очага, всегда обращают внимание

на положительные качества мужчин и совершенно не замечают недостатков,

- заключает доктор Качиоппо. - А потенциальные одиночки, наоборот,

перво-наперво ищут минусы.

Ученый полагает: в хронических холостяков мужчин превращают те же нейрофизиологические законы.

Конечно,

некоторым людям просто повезло - в их мозгу с рождения доминирует этот

самый vental striatum, который отвечает и за оптимизм, и за эйфорию от

него. А вечно недовольные брюзги редко находят свое счастье - ведь у

них на полную мощь работает temporoparietal junction - область, которая

раскрашивает мир в черный цвет. Ну так попробуйте перекрасить! Пусть

даже нечеловеческим усилием воли.