суббота, 13 июня 2009 г.

Мнемозина и Лета

Мне показалось, что я начинаю находить ответы на давно мучающий меня вопрос - почему мне так нужен ЖЖ?

Мне стало важным записывать мои прожитые дни, вспоминать о том, что было, и возвращаться к этим записям. Память, которая меня пока не подводила, все равно достаточно быстро стирает события, впечатления, нюансы, оставляя лишь яркие всполохи эмоций, неожиданно будоражащие душу и вскипающие кровь. Возвращаясь к написанному, я вновь переживаю счастливые минуты моей жизни.  А горе и неудачи, о которых я написала на страницах моего дневника, не остаются в сердце, а уходят на флешку памяти моего компа.  

Мнемозина (память) - мать всех девяти муз - искусство, театр, музыка и танцы, трагедия и комедия, поэзия, гимны, история и асрология. Лета - богиня забвения. (Из истории древней Греции). Когда душа умершего спускается в царство Аида, ей предоставляется выбор: выпить из реки забвения или из реки памяти. Большинство выбирает Лету (отсюда выражение- кануть в Лету). 

Вот что я прочитала у Патриции Рейс в www.maap.ru/Reading/Reis_Mnemozina.htm

 

"Мнемозина и Лета.

Память удивляла людей на протяжении эпох. Люди каждой культуры пытались понять работу памяти, нашей самой таинственной способности. Были созданы бесконечные построения и теории о том, как работает память, о точном запечатлении и об искажениях. В психологии продолжаются споры о возвращении травматических воспоминаний, которые, по теории Фрейда, были ранее подавлены, и о существовании феномена "ложной памяти". Исследователи мозга сообщают о том, что различные виды памяти связаны с разными отделами мозга; подобно диаспорам, память мигрирует  в разные области на карте мозга.

Мы называем памятью способность вспомнить, сознательно или бессознательно, выученное или пережитое, и в этой функции она подобна хорошей матери, заботящейся о нашем выживании. Инстинктивные импульсы, персональная идентичность, родственные связи - все строится на зависимости от памяти. Память соединяет прошлое и настоящее. Память связывает вместе посредством ассоциаций произошедшие события, чтобы обеспечить непрерывное и согласованное ощущение себя. Память дает ткань для сплетения наших жизненных историй. Она придает целостность нашей биографии и истории жизни. Но стоит задуматься: можно ли ей по-настоящему доверять? Не является ли она матерью проблематичной и ненадежной?

У каждого были переживания иллюзорности памяти, когда, например, всплывают различные варианты произошедшего, или об одном и том же событии имеется столько разных воспоминаний, сколько было людей, принявших в нем участие. Есть ускользание памяти, многоточия и провалы, паузы, порождающие сомнения в том, можем ли мы доверять своим воспоминаниям как фактам, истинам или реальности.

Существует мнение, что все воспоминания в какой-то степени являются коллективными, а не индивидуальными, что индивидуальные воспоминания не существуют без социального контекста. Исследователи социальных аспектов памяти обнаружили, что группы помнят и увековечивают свое прошлое  через мифы и легенды часто с большими искажениями,  являющимися, по-видимому, неизбежным свойством коллективной памяти. Французский социолог Морис Холбуа, писавший о коллективной памяти (например, в отношении национал-социализма), наблюдал, что группа оказывает сильное влияние на содержание индивидуальных воспоминаний и способствует созданию разных иллюзий, сгущений и искажений.

Память является одновременно хрупкой и мощной: хрупкой в своей стираемости и искажениях и мощной в том, что влияет и вызывает эмоциональный резонанс. Всякое размышление о памяти поднимает вопросы о потерянном или забытом, обнаруженном и сохраненном, знакомом и подавленном, наблюдаемом и подтвержденном. Фрейд, великий лекарь памяти, учил, что отвергнутые воспоминания могут уходить в тело. Может быть, и культурная подавленная память уходит в индивидуальную психику? Могут ли забытые человечеством события переноситься в тело земли, Гейи? Когда люди забывают источник своих знаний, они становятся склонны к различным искажениям и иллюзиям. Это поднимает более актуальные вопросы; кто обладает памятью и может ее использовать и интерпретировать? Всякий вовлеченный  в работу памяти знает, что существует внутреннее этическое измерение - что нам нужно помнить? Что следует забыть?

Когда все сказано и сделано, можно сказать, что есть эти два источника - Мнемозины и Леты. В орфической поэме они так близко, что их легко можно перепутать, они текут рядом  в  глубоком симбиозе, один есть вечная тень другого, они вечные близнецы. Ницше утверждал, что жизнь немыслима без забывания. Что мы очень нагружены, придавлены всем, что мы знаем, обременены грузом истории. Без забывания у нас будет бессонница, мы будем слишком бдительными к ужасной реальности жизни. Без воспоминания  мы также обречены. Обречены повторять, не способны расстаться и проработать пережитые катастрофы, личные и коллективные. Хасидский мастер Баал Шем Тов в знаменитой фразе "память - это спасение" дает сильный противовес заявлению Ницше. И забывание, и вспоминание одинаково необходимы. Вопрос в том, насколько мы хотим это делать, индивидуально и коллективно. ... "